16.11.2023 11:18

О перспективах улучшения и развития новых подходов в области менеджмента качества рассказал на республиканской конференции «Качество-2023» Игорь Шкадрецов, начальник отдела методологии качества и системного менеджмента БелГИСС.

Он напомнил, что сначала деятельность по качеству фокусировалась на управлении качеством продукции, затем на обеспечении качества процесса, сегодня – на менеджменте качества системы организации, а завтра – на сотрудничестве в рамках экосистем организаций, цифровизации и качестве искусственного интеллекта (ИИ).

То есть, конкурентное преимущество будет у того, у кого будет более совершенный ИИ. Фокус усилий менеджеров качества смещается на системы менеджмента ИИ, например, генерация больших данных, автономное принятие решений ИИ, как в вопросах руководства и менеджмента, так и производства, проектирования. Специалист по качеству в будущем – это аналитик больших данных, аналитик процессов.

Спикер обозначил основные тенденции в области менеджмента качества в ближайшем будущем.

Во-первых, успешным менеджером по качеству будет тот, кто предугадывает, прогнозирует те мегатренды, которые будут оказывать влияние завтра и послезавтра.

Во-вторых, организации-лидеры будут выстраивать вокруг себя экосреду не просто под сегодняшние нужды, но и под будущие. К примеру, будет не просто цепь поставок, а множество цепей, соединенных вместе.

Важным инструментом станет Agile-подход – готовность быстро поменять все: системы, процессы, цели, задачи, оборудование, а также нанимать на работу и сотрудничать с людьми и партнерами готовыми быстро переучиться и поменять все в своей работе.

Продолжится развитие Индустрии 4.0. Это и интеллектуальное изготовление – цифровая трансформация, обеспечивающая принятие решений в реальном времени; и умная фабрика – гибкая система, которая может самостоятельно оптимизироваться, адаптироваться, учиться на событиях, автономно запускать процессы и др.

В поддержку Индустрии 4.0 рабочим инструментом становится концепция Quality 4.0 – цифровизация всеобщего менеджмента качества. Quality 4.0 опирается на традиционные инструменты качества, а также учитывает взаимосвязанность, интеллектуальность и автоматизацию, позволяющие улучшаться и принимать своевременные решения на основе данных в рамках сквозных сценариев развития, вовлекая всех заинтересованных сторон, обеспечивая видимость и прозрачность.

Подводя итог, Игорь Шкадрецов отметил, что новые требования к системе менеджмента качества – это гибкость, скорость адаптации и Agile-подход.

«Задача, менеджеров по качеству, в новом контексте – адекватный менеджмент знаний и аналитика данных о качестве, баланс инноваций и традиционных процессов, разумная цифровизация, постоянная сверка развития менеджмента качества с производством, опережая на полшага потребности последнего» – отметил специалист.

успешно отправлено