Ежегодное заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК) 524 состоялась в г. Минске 30 мая 2024 г. под руководством председателя этого комитета, президента ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) Валентина Гапановича.
Белорусская сторона в лице Белорусской железной дороги гостеприимно принимала участников. Это уже четвертое заседание в Беларуси из 14 проведенных ранее.
В мероприятии приняли участие более 60 экспертов из государств – участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Они представляли железнодорожные администрации стран СНГ, организации-члены ОПЖТ и другие заинтересованные организации, а также Бюро по стандартам МГС и БелГИСС. Заседание прошло в гибридном формате.
С приветственным словом к участникам заседания обратился директор Бюро по стандартам – Ответственный секретарь МГС Владимир Черняк. Он отметил слаженную работу экспертов технического комитета, их талант в достижении консенсуса и лидерскую позицию в межгосударственной стандартизации.
В 2023 г. по результатам проведенной МГС оценки эффективности деятельности МТК за 2022 г. МТК 524 вошел в группу МТК с наилучшими результатами, а также в тройку лидеров межгосударственной стандартизации, за что ему присвоен статус «Лидер в межгосударственной стандартизации – 2022».
– Иметь технологический суверенитет невозможно без стандартизации, так как она является основой экономического сотрудничества, а роль МГС заключается в создании благоприятных условий для его развития. Мы делаем все возможное для того, чтобы развиваться. Так, приняты основополагающие стандарты серии ГОСТ 1. (сейчас их семь), решаются задачи по воссозданию института экспертов, инженерной школы, принята стратегия развития МГС до 2030 г. и приоритетная позиция в настоящее время – разработка межгосударственных стандартов по отношению к национальным, так как интеграция без единых стандартов невозможна. В этой связи определяющая роль возлагается на МТК, их экспертов, – подчеркнул Владимир Черняк.
Сегодня в рамках МГС, по словам Ответственного секретаря МГС, рассматриваются важные вопросы по оптимизации рассмотрения и голосования по проектам ГОСТ, сокращению сроков их разработки, а также выработке единых подходов к проверке научно-технического уровня. Проводится совместная работа в сфере подготовки и повышения компетентности кадров.
Из проблемных аспектов спикер обозначил необходимость решения задач по доработке единой информационной платформы и формированию центра по каталогизации продукции.
От Белорусской железной дороги выступил Валерий Шубадеров, посвятивший магистрали более 40 лет своей профессиональной деятельности. Он отметил, что МТК является открытой площадкой, позволяющей внести весомый вклад в развитие нормативной базы, способствующей созданию качественной железнодорожной продукции, и выразил надежду, что нынешний диалог откроет новые перспективы для взаимодействия по реализации поставленных перед отраслью задач.
Главный инженер Белорусской железной дороги Сергей Новодворский отметил, насколько важное значение имеют институты по стандартизации, подчеркнув значимость научного сопровождения разработки нормативно-технических документов.
В этой связи Республика Беларусь обладает высокими компетенциями и богатейшим опытом, которым поделился с участниками заседания директор БелГИСС Александр Скуратов.
– МТК 524 – наиболее прогрессивный, эффективный и результативный технический комитет по стандартизации. Это площадка настоящих экспертов, где разрабатываются реальные инструменты, которыми сегодня являются ГОСТы, обеспечивая беспрепятственные поставки продукции, – заявил руководитель института.
Александр Скуратов отметил, что с 2023 г. технические комитеты по стандартизации Республики Беларусь, область деятельности которых совпадает с областью деятельности МТК, представляют позицию республики в 44 МТК в качестве полномочных представителей. «Очевидно, что железная дорога, как и многие другие предприятия, отстаивает свой интерес и необходимые для нее требования именно на площадке МТК», – прояснил он.
Также Александр Скуратов напомнил, что 2024 год в Беларуси объявлен Годом качества. Это фундаментальное понятие, которое касается всех отраслей экономики, а символом его является учреждение Государственного знака качества. Финализацией этой ответственной работы станет его вручение лучшей белорусской продукции.
Президент ОПЖТ Валентин Гапанович рассказал об итогах работы МТК 524 в 2023 г., отметив разработку и принятие ключевых стандартов: ГОСТ 22235-2023 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ» и ГОСТ 34961-2023 «Система разработки и постановки продукции на производство. Тяговый подвижной состав. Критерии и порядок проведения работ по модернизации, модификации и совершенствованию».
При этом председатель МТК 524 обозначил задачи на 2024 г. Так, запланированы работы по обновлению действующих и разработке новых стандартов, необходимых для выполнения требований технических регламентов, в том числе разработке стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям. Он также отметил задачи, которые намечены в области стандартизации требований к системе управления качеством на предприятиях железнодорожного машиностроения с учетом концепции TQM и на основе ISO 22163:2023, развитии международных отношений в области стандартизации.
О проводимой БЖД работе по стандартизации в рамках МТК 524 и основных аспектах развития отраслевой стандартизации в Год качества проинформировал начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог Белорусской железной дороги Владимир Фролов.
На заседании также выступили представители Казахстанской и Кыргызской железных дорог.
Состоявшееся заседание МТК 524 показало активный интерес участников к его работе.