Реформа и инновации – основа стратегии стандартизации в Китайской Народной Республике

Информационное обеспечениеновости КНРсодействие экспорту
29.06.2020 14:21

Прошедший год ознаменовался началом третьего этапа углубления реформы стандартизации, которая имеет решающее значение для создания системы стандартизации Китайской Народной Республикой (КНР) в целом. В 2019 г. были достигнуты значительные успехи и прорывы в сфере стандартизации, а именно:

1. проведение реформы стандартизации в целом;

2. построение системы стандартов, способствующих высокому качеству;

3. новые шаги во внедрении стандартов и надзоре за их применением;

4. усовершенствование менеджмента стандартизации;

5. активное участие в работе международных организаций, широкое принятие международных стандартов.

В рамках стратегии были пересмотрены с учетом передовых технологий национальные стандарты, усовершенствована система управления отраслевыми стандартами, проведена реформа местного управления процессом стандартизации, а также продолжилась разработка стандартов, отвечающих требованиям рынка. Значительное количество стандартов было разработано в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевые продукты и потребительские товары, промышленность, индустрия современных услуг, основные государственные услуги, система стандартов социального управления и экологически чистое развитие общества.

В прошлом году был принят 2021 национальный стандарт, создана 41 технический комитет по стандартизации в сфере блокчейна и других областях. В 2019 г. было разработано и зарегистрировано 4 880 отраслевых стандартов и 7 238 местных стандартов, разработано 6 227 стандартов ассоциаций, и 55 962 компании выпустили более 370 000 стандартов предприятий.

Справка

Национальные стандарты устанавливают технические требования по всей стране.

Промышленные (отраслевые) стандарты содержат технические требования, единые для конкретной отрасли промышленности.

Местные стандарты устанавливают технические требования, единые для административных районов КНР.

Корпоративные стандарты регламентируют технические требования к продукции, производимой сетью предприятий (корпорацией).

Стандарты предприятий устанавливают технические требования к продукции, производимой конкретным предприятием.


Стандарты
в области сельского хозяйства

В 2019 г. было опубликовано и внедрено 105 национальных стандартов в сельскохозяйственной отрасли, охватывающих безопасность и качество сельскохозяйственной продукции, профилактику и контроль эпидемических заболеваний животных и растений, социальные услуги в сельском хозяйстве.  Было разработано 150 национальных стандартов для инфраструктуры в сельской местности, управления сельской местностью.

Министерство водных ресурсов, Министерство сельского хозяйства (MARA), а также Министерство лесного хозяйства и степей совместно завершили строительство 268 национальных объектов сельского хозяйства, полностью отвечающих требованиям стандартов. Правительственные ведомства, такие как Бюро продовольственных и материальных резервов, опубликовали документы по содействию реформе стандартизации. MARA создало фруктовые, овощные и чайные сады, животноводческие фермы, птицефабрики и рыбокомплексы, соответствующие требованиям стандартов.

Стандарты безопасности и качества пищевых продуктов и потребительских товаров

Министерство промышленности и информационных технологий (MIIT), Министерство торговли, Национальная комиссия здравоохранения, Национальная администрация по вопросам интеллектуальной собственности и другие департаменты предложили разработать 1 394 национальных стандарта в пищевой отрасли и составили план разработки и пересмотра 390 национальных пищевых стандартов, что позволило ускорить создание системы национальных стандартов качества пищевых продуктов. MIIT также разработало и пересмотрело обязательные национальные стандарты для бытовой техники, детской обуви, осветительных приборов и т. д.

Для удовлетворения потребностей в индивидуальном обслуживании, «умном» и экологически чистом развитии общества в Китае также были разработаны стандарты проектирования, производства и контроля качества индивидуального потребительского товара, стандарты по услугам роботов для уборки дома, экологической оценки кухонного и санитарно-технического оборудования и т. д. Кроме того, опубликованы стандарты для популярных потребительских товаров, таких как электронный туалет, «умная» бытовая техника, ювелирные изделия из драгоценных металлов и т. д.

Стандарты в сфере экологически чистого развития общества

В 2019 г. было опубликовано 24 обязательных национальных стандарта по энергоэффективности кондиционеров, светодиодных ламп внутреннего освещения, посудомоечных машин. В общей сложности 37 пилотных проектов национальных стандартов по экономике замкнутого цикла прошли оценку. Также Министерство жилья, городского и сельского строительства пересмотрело стандарт GB/T 19095-2019 «Знаки для классификации твердых бытовых отходов».

Министерство природных ресурсов стимулировало разработку национальных стандартов в таких областях, как недвижимость, судостроение и судоходство и экологически чистая добыча ресурсов. Министерство экологической среды содействовало разработке национальных стандартов в отношении пределов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и ограничению токсичных и вредных веществ в удобрениях.

Трехлетний план действий по стандартизации в сфере услуг

В сентябре 2019 г. совместными усилиями девяти министерств, в том числе Государственного управления по регулированию рынка (SAMR), Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC), Министерством науки и технологий и MIIT, был разработан план по стандартизации в сфере услуг (2019 – 2021 гг.). В данной программе представлены цели стандартизации в сфере услуг на ближайшие три года, а именно: к 2021 г. планируется разработать систему стандартизации с ориентацией на спрос, в рамках которой предприятия будут играть основную роль и поддерживаться государством, промышленностью и областью научных исследований. Система отраслевых стандартов также будет постепенно дорабатываться: девять ключевых отраслей включают IT, научно-инновационные, финансовые и услуги сторонних организаций, гарантийное обслуживание, кадровые услуги, логистику, систему поставок и коммерческую торговлю.

Промышленные интернет-стандарты

MIIT и Государственная администрация Китая (SAC) выпустили «Руководство по учреждению всеобщей системы стандартизации в области сети Интернет для промышленности». Согласно документу, пробная система будет создана к 2020 г. Будут разработаны десятки стандартов, остро востребованных в таких областях, как внутрикорпоративная сеть, управление сетевыми активами, периферийные устройства, большие объемы промышленных данных, разработка и применение промышленных приложений и др. К 2025 г. разработают более 100 соответствующих стандартов, объединив их в единую открытую систему промышленных стандартов для сети Интернет для удовлетворения технических, производственных, управленческих и прикладных потребностей.

Регулирование услуг торговой платформы

В мае 2019 г. NDRC разработала и опубликовала стандарт по услугам общественной торговой платформы с целью оптимизации процесса обслуживания и предоставления эффективных, удобных и полезных услуг населению. Стандарт устанавливает основные принципы и требования к услугам торговой платформы, включая содержание и качество услуг и требования к процессу предоставления, местоположению, безопасности, надзору и оценке, а также руководство для торговой платформы на всех уровнях в целях оптимизации обработки информации и повышении эффективности и прозрачности услуг.

Пилотная программа по стандартизации государственных отраслей

В июле 2019 г. SAMR, NDRC и Министерство финансов совместно запустили пилотную программу стандартизации национальных государственных отраслей, в рамках которой к 2021 году планируется улучшить процесс разработки, применения и продвижения стандартов.

Процедуры разработки и пересмотра национальных стандартов

Кроме того, SAMR и SAC в мае 2019 г. скорректировали процедуры разработки и пересмотра национальных стандартов. С этой целью будет создана онлайн-платформа по вопросам внедрения, разработки и пересмотра национальных стандартов, что повысит удобство и эффективность процесса разработки стандартов.

Регламенты в поддержку Закона о стандартизации

В поддержку Закона о стандартизации приняты регламенты «Административные меры по обязательным национальным стандартам» и «Административные меры по местным стандартам». В данных документах изложены требования по разработке, применению и надзору за выполнением стандартов, а также теоретические положения для более эффективной реализации Закона о стандартизации КНР.

Международное сотрудничество и поддержка инициативы «Один пояс и один путь»

В рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества были подписаны 11 документов о сотрудничестве в области стандартизации. Сфера стандартизации была включена в соглашение о свободной торговле между Китаем и более чем 10 странами, такими как Сербия и Кувейт. Получило дальнейшее развитие сотрудничество в области стандартизации между Китаем и странами Африки и Центральной Азии. Впервые провели совместные встречи по сотрудничеству в области стандартизации со странами Америки и БРИКС, успешно организовали международные форумы по стандартизации Китай-Монголия и Китай-АСЕАН, а также Форум в Циндао, посвященный международной стандартизации. Китайские стандарты были приняты в китайско-индийских железнодорожных проектах. Восемь китайских стандартов были приняты в качестве национальных в Монголии. Практические результаты были достигнуты в принятии стандартов в области сельского хозяйства в странах АСЕАН. Всего было разработано 606 национальных стандартов на иностранном языке.

На втором форуме по международному сотрудничеству «Один пояс и один путь» в качестве итогов были представлены четыре проекта по сотрудничеству в области международных стандартов. С целью поддержки данной инициативы и содействия сотрудничеству между странами-участницами в апреле 2019 г. вступили в эксплуатацию две платформы: информационная платформа о стандартах инициативы «Один пояс и один путь» и облачная платформа по переводу стандартов. Информационная платформа отражает работу 108 стран инициативы «Один пояс и один путь» в сфере стандартизации, а также анализирует количество и характеристики стандартов, создавая мост для взаимосвязи стандартов разных стран. В то же время облачная платформа, разработанная Китайским национальным институтом стандартизации, предоставляет услуги по переводу стандартов на китайский и английский языки как для китайских, так и для иностранных пользователей.

Образование в сфере стандартизации

Немаловажное значение в текущей стратегии играет и нацеленность КНР на образование и обучение в области стандартизации. Например, Министерство образования активно продвигает идею введения в учебную программу соответствующей дисциплины, а также повышения квалификации и популяризации деятельности в сфере стандартизации.

В 2020 г. КНР продолжит совершенствовать систему стандартов с целью расширения возможностей качественного развития, а именно:

Таким образом, в 2020 г. КНР, придерживаясь новой концепции развития, будет стремиться к построению всесторонне благополучного общества и сосредоточится на модернизации национальной системы менеджмента процесса стандартизации. Также будут прилагаться все усилия, чтобы содействовать осуществлению текущей стратегии стандартизации, дальнейшему углублению его реформы, активной разработке новых стандартов, ускорению создания системы стандартов для содействия качественному развитию общества. Дальнейшее развитие получит международное сотрудничество в области стандартизации и взаимодействие между стандартизацией и научно-техническими инновациями. Все работы нацелены на то, чтобы стандартизация в полной мере сыграла основополагающую и стратегическую роль в модернизации национальной системы управления.


по материалам журнала «Стандартизация Китая», январь − февраль 2020
 

успешно отправлено