16.11.2021 15:32

В апреле 2021 г. Европейская комиссия одобрила проект Регламента по продукции машиностроения, который заменит Директиву 2006/42/EC.

Директива 2006/42/EC – это часть законодательства по безопасности продукции, направленной на обеспечение высокого уровня защиты работников, потребителей и других лиц, подвергающихся ее воздействию, путем особого внимания к безопасности самой продукции машиностроения и, таким образом, налагающей на производителей оборудования обязательства по проектированию и изготовлению безопасной продукции (безопасность при проектировании).

Инициатива направлена на пересмотр директивы для того, чтобы она могла продолжать выполнять свои задачи в полном объеме за счет:

обеспечения высокого уровня безопасности и защиты для пользователей продукции машиностроения и других людей, подверженных ее воздействию;

установления высокого уровня доверия к цифровым инновационным технологиям для потребителей и пользователей, тем самым обеспечивая равные условия для экономических операторов и сохраняя конкурентоспособность машиностроительного сектора на глобальных цифровых рынках.

Согласно Программе оценки соответствия законодательных актов ЕС (REFIT) оценка Директивы 2006/42/ EC выявила необходимость в большей юридической ясности некоторых ее положений и лучшей согласованности с другими законодательными актами. Кроме того, оценка показала, что недостатки в мониторинге и правоприменении директивы повлияли на ее окончательную эффективность. В ходе оценки также утверждалось, что необходим дальнейший анализ директивы в отношении ее эффективности и пригодности для будущих целей, который должен охватывать достижения в области цифровизации, такие как Интернет вещей, искусственный интеллект и новое поколение автономных роботов.

В частности, предложение в отношении Регламента по продукции машиностроения и пересмотр Директивы 2006/42/EC с ее последующей заменой направлены на решение следующих вопросов:

− недостаточный охват новых рисков, возникающих в связи с новыми технологиями;

− правовая неопределенность из-за отсутствия ясности в области применения и определений; возможные недочеты в отношении безопасности традиционных технологий;

− неполнота информации в положениях для продукции машиностроения с высокой степенью риска;

− финансовые и экологические издержки, связанные с большим объемом бумажной документации;

− несоответствие с другими частями законодательства ЕС о безопасности продукции;

− расхождения в толковании из-за переноса директивы.

Для того чтобы система гармонизированных стандартов, обеспечивающих презумпцию соответствия, работала соответствующим образом, CEN и CENELEC необходимо время для пересмотра всего портфолио из 780 гармонизированных стандартов в рамках Директивы 2006/42/ЕС и адаптации соответствующих стандартов. Для этого потребуется как минимум 3 года с момента принятия нового законодательного акта, и гораздо больше времени для некоторых стандартов, в особенности разработанных параллельно с ISO, для которых потребуется координация с неевропейскими странами для их пересмотра в зависимости от количества и сложности новых/измененных требований по безопасности и охране здоровья в окончательном тексте регламента.

europa.eu