Международная электротехническая комиссия (IEC) достигла большого прогресса в разработке стандартов, касающихся электротранспорта. Одной из важных областей, в которой IEC разрабатывает стандарты, является использование электротранспорта в качестве распределенных энергоресурсов для электросети.
IEC 63584:2024 «Открытый протокол зарядных станций (OCPP)», разработанный техническим комитетом IEC/TC 69 «Электромобили и грузовые электрокары», является одним из наиболее важных стандартов IEC в области взаимодействия электротранспорта и электросети. Документ обеспечивает связь между зарядной станцией и системой управления зарядной станцией и предназначен для использования любого типа технологии зарядки. Протокол OCPP обеспечивает взаимодействие между зарядными станциями и различными гибкими операторами или агрегаторами, что позволяет поддерживать поставщиков, а также соблюдать нормативные требования. Сам протокол в настоящее время обновляется с целью соответствия требованиям IEC SRD 63460:2025 «Архитектура и примеры использования электротранспорта для обеспечения функций поддержки сети», разработанным комитетом IEC по системам умной энергетики (SyC SE). Область применения IEC SRD 63460:2025 – оценка функционирования электротранспорта в качестве распределенного энергоресурса при подключении к системе электроснабжения через зарядную станцию. Основной целью подключения электротранспорта к сети является зарядка аккумулятора, но при этом электромобили способны выполнять функции поддержки сети во время подключения. В последующих дополнениях IEC 63584:2024 будет включать больше функций распределенных энергоресурсов, в том числе ограничение зарядки и разрядки, автономное реагирование на частоту и напряжение, а также управление.
В области взаимодействия электротранспорта и электросети Международной организацией по стандартизации (ISO) был также разработан ISO 15118-20:2022 «Транспорт дорожный. Интерфейс связи транспортного средства и электросети. Часть 20. Требования к сетевому уровню второго поколения и к прикладному уровню», который расширяет коммуникации от зарядной станции до электротранспорта по мере необходимости. Данный протокол также активно обновляется, чтобы отразить требования, предъявляемые к электротранспорту в качестве распределенных энегоресурсов.
Данные стандарты работают на разных уровнях. Стандарт ISO 15118-20 используется для связи между зарядными станциями и электротранспортом. Стандарт IEC 63584 используется для связи между зарядными станциями и внешними системами, например, агрегаторами электроэнергии. Оба стандарта используются в сочетании друг с другом для обмена данными, необходимыми для выполнения функциональных требований к энергосистеме.
Технический комитет IEC/TC 57 «Управление работой энергосистем и связанный с ними обмен информацией» опубликовал IEC 61850-7-420:2021 «Сети и системы связи для автоматизации электростанций общего пользования. Часть 7-420. Основная структура связи. Распределенные энергетические ресурсы и логические узлы автоматизации распределения», который определяет семантические информационные модели (названия и значения объектов данных), необходимые для управления распределенными энергоресурсами. IEC 61850-7-420 лежит в основе всех стандартов, касающихся взаимодействия энергосистемы и распределенных энергоресурсов.
Технический комитет IEC/TC 69 «Электромобили и грузовые электрокары», который разрабатывает стандарты на системы передачи электроэнергии для электротранспорта, и IEC/TC 57 создали совместную рабочую группу JWG11, которая занимается вопросами управления инфраструктурой зарядки и разрядки электротранспорта. Еще одна совместная рабочая группа JWG15, которая состоит из IEC/TC 57 и IEC/TC 120 «Системы хранения электроэнергии (EES)», работает в области электротранспорта. JWG15 рассматривает варианты использования и требования к данным между операторами гибких сетей, агрегаторами и станциями зарядки электромобилей. Комитет SyC SE выявляет пробелы в работе, проводимой вышеуказанными группами.
Усилия комитетов IEC/TC 57, IEC/TC 69, IEC/TC 120, а также работа других экспертов IEC и ISO в данной области электротранспорта сыграли решающую роль в обновлении протокола OCPP и стандарта ISO/IEC 15118-20 и способствовали признанию того, что электротранспорт является еще одним источником накопленной энергии для поддержки сети.