С 13 декабря 2024 г. вступает в силу Регламент 2023/988/EU Европейского парламента и Совета, касающийся общей безопасности продукции, который заменяет Директиву 2001/95/EC Европейского парламента по общей безопасности продукции и Директиву Совета 87/357/EEC, касающуюся товаров, у которых внешний вид не соответствует их назначению и представляющих большую угрозу для здоровья и безопасности потребителей.
Требования Директивы 2001/95/EC устарели и пересмотрены в связи с развитием новых технологий и онлайн-продаж для обеспечения соответствия изменениям в законодательстве ЕС по гармонизации и стандартизации. Новый Регламент способствует более эффективному функционированию системы изъятия продукции с рынка, а также устанавливает более четкие требования к продукции, имитирующей пищевые продукты, которая регулировалась Директивой Совета 87/357/EEC.
Требования Регламента 2023/988/EU учитывают изменения в обществе, повлиявшие на безопасность потребительских товаров за последние два десятилетия, такие как растущая цифровизация, новые технологические разработки и глобализация цепочек поставок. Модернизированная законодательная база обеспечит продажу потребителям только безопасной продукции как офлайн, так и на онлайн-площадках.
Цель Регламента 2023/988/EU по общей безопасности продукции – обеспечить безопасность всех потребительских товаров на рынке ЕС. Документ устанавливает надежную систему защиты потребителей, касающуюся безопасности продукции или рисков, не регулируемых другими законодательными актами ЕС, в частности, за счет:
– улучшения условий по обеспечению безопасности продукции при продаже онлайн и офлайн;
– установления особых требований безопасности продукции для онлайн-площадок для защиты потребителей от опасной продукции;
– расширения обязательства для всей негармонизированной продукции, импортируемой в ЕС, по наличию экономического оператора в ЕС, ответственного за безопасность продукции;
– предоставления национальным регулирующим органам необходимых инструментов, расширяющих их полномочия;
– обеспечения эффективного изъятия продукции из продажи путем установления прямых контактов с потребителями и стандартизированных уведомлений об изъятии.
За последние 20 лет продажи посредством сети Интернет увеличиваются. Статистика портала Safety Gate (европейская система быстрого оповещения об опасной непищевой продукции) показала, что 31 % уведомлений о рисках касаются опасной продукции, реализуемой онлайн.
В 2023 г. больше всего уведомлений поступило о рисках, связанных с химическими веществами, травмами, удушьем и опасностью для окружающей среды. Косметическая продукция возглавила список самых опасных категорий товаров, на которые поступали уведомления. За ней следуют игрушки, транспортные средства, электроприборы и одежда. Это объясняется возросшим уровнем мониторинга косметической продукции органами надзора за рынком в отношении наличия запрещенных опасных химических компонентов.
Большинство косметической продукции содержало бутилфенил метилпропионал (BMHCA), запрещенную синтетическую отдушку, которая может нанести вред репродуктивной системе и вызвать раздражение кожи. Вещества, представляющие опасность как для здоровья человека, так и для окружающей среды, были обнаружены и в электроприборах, например, свинец в припоях. Значительную долю уведомлений также составили электронные сигареты с чрезмерным содержанием никотина и игрушки, содержащие фталаты.
С момента вступления в силу в декабре 2024 г. Регламента 2023/988/EU будет применяться модернизированная рамочная законодательная база для обеспечения безопасности непищевой продукции на рынке ЕС, независимо от ее происхождения и места реализации, что значительно поспособствует соблюдению требований безопасности продукции, упростит надзор за рынком и изъятие опасной непищевой продукции с рынка.