Каким государственным стандартом (СТБ) можно пользоваться при определении перечня работ по ремонту smart-телевизоров? В Республике Беларусь отсутствуют стандарты, определяющие перечень указанных работ. Такой перечень может быть определен производителем (изготовителем) телевизоров или ремонтной организацией. 03.06.2024 / Ильянкова О.Ф.
Если одним из компонентов, входящих в состав котлет (полуфабрикатов), являются панировочные сухари, то необходимо ли указывать их полный компонентный состав? В соответствии с пунктом 2 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» в случае, если массовая доля составного компонента составляет 2 и менее процента, допускается не указывать входящие в него компоненты, за исключением пищевых добавок, ароматизаторов и входящих в их состав пищевых добавок, биологически активных веществ и лекарственных растений, компонентов, полученных с применением ГМО, и компонентов, указанных в пункте 14 части 4.4 настоящей статьи. Если в составе котлет (полуфабрикатов) сухари составляют 2 и менее процента и не содержат вышеуказанных ингредиентов, то в таком случае можно не указывать их состав. 03.06.2024 / Ильянкова О.Ф.
Будет ли являться нарушением пункта 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 и пункта 80 раздела 12 ТР ТС 033/2013 частичное нанесение наименования молочной продукции на лицевой стороне упаковки только на белорусском языке (смятана, кефiр и др.) при нанесении ее полного наименования на русском и белорусском языках на оборотной стороне упаковки? В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) предусмотренная пунктом 1 части 4.1 статьи 4 и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть приведена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(государств)–члена(ов). Что касается требований пункта 80 ТР ТС 033/2013, то для молочных и молочных составных продуктов допускается частичное нанесение наименования на удобной для прочтения стороне упаковки при условии нанесения полного наименования на этой же упаковке. Вместе с этим следует обратить внимание, что формат указания на передней стороне упаковки частичного наименования только на белорусском языке не соответствует требованиям пункта 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 и п. 95 ТР ТС 033/2013 при реализации такой продукции в государствах – членах ЕАЭС. Такой формат может быть использован при реализации продукции только на территории Республики Беларусь. 03.06.2024 / Ильянкова О.Ф.
Каким образом компания-импортер на территории Беларуси, являющаяся уполномоченным лицом иностранного изготовителя, может осуществлять производственный контроль за ввозимой продукцией? Производственный контроль предусмотрен при проведении сертификации и декларировании соответствия серийно выпускаемой продукции. Он осуществляется изготовителем путем проведения входного, операционного и приемочного контроля, а также контроля стабильности технологического процесса. Действия уполномоченного изготовителем лица и самого изготовителя при подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС (ЕАЭС) регламентированы непосредственно техническим регламентом или положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия». В соответствии с положениями указанного решения (разделы IV и X) производственный контроль осуществляет изготовитель. Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) уполномоченное изготовителем лицо осуществляет действия от имени изготовителя при размещении продукции на единой таможенной территории ЕАЭС и оценке соответствия продукции требованиям ТР ТС (ЕАЭС), а также несет ответственность за несоответствие продукции данным требованиям. Таким образом, в интересах импортера, являющегося уполномоченным лицом иностранного изготовителя, осуществить производственный контроль за ввозимой продукцией. Способы осуществления такого контроля не регламентированы вышеуказанными документами и выбираются самим заявителем. 06.02.2024 / Скуратов А.Г.
Можно ли производить и продавать продукцию без технических условий (ТУ)? В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» ТУ разрабатываются на продукцию, предназначенную для реализации иным юридическим или физическим лицам. Юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет необходимость разработки ТУ. Разработка ТУ может не осуществляться, если выпускаемая продукция не подлежит реализации или если технические требования к реализуемой продукции или выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля, устанавливаются в иных документах. Следовательно, если технические требования к реализуемой продукции, включая правила приемки и методы контроля, установлены в договоре поставки, то ТУ допускается не разрабатывать. 06.02.2024 / Скуратов А.Г.
Слышала о том, что Госстандарт и БелГИСС участвуют в проекте «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС». Что он предусматривает и на какой стадии сейчас находится? Данный проект направлен на цифровую трансформацию системы технического регулирования ЕАЭС. В его реализации принимают участие все государства – члены «пятерки». Проект предусматривает цифровизацию таких процессов, как формирование обязательных требований к продукции; разработка технических регламентов и перечней стандартов для их реализации; оценка соответствия; разработка предложений в программы по разработке (внесению изменений) в стандарты для технических регламентов; формирование единого перечня продукции, на которую устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС. В результате будет разработана система, включающая как наднациональный компонент, так и базовые сервисы с возможностью подключения национальных сервисов. Условно данный проект можно разделить на три основных этапа: 1) разработка методологии проекта; 2) создание прототипа и общесистемное проектирование; 3) разработка программного обеспечения и ввод технологии в эксплуатацию, включая подготовку соответствующей нормативной базы. В настоящее время завершается разработка прототипа системы, определены технологические подходы к «цифровым» техническому регламенту и перечням стандартов, обеспечивающим реализацию требований регламентов. В пилотном режиме также отработано наполнение баз данных проекта. Таким образом, в 2023 г. будут завершены подготовительные и экспериментальные работы. Далее проект переходит в плоскость практической реализации. Как ожидается, основным его результатом станет сокращение времени разработки технических регламентов и перечней стандартов для них, а также затрат на проведение процедур оценки соответствия. Переход на цифровые процессы проектирования и производства ускорит создание и вывод на рынок новой продукции, соответствующей всем обязательным требованиям. 06.02.2024 / Скуратов А.Г.
Изготавливаемая обувь по ТУ BY 100010315.076-2019 «Обувь ортопедическая и профилактическая» зарегистрирована в Минздраве и имеет регистрационное удостоверение, подтверждающее, что данная обувь является изделием медицинского назначения. Возможно ли получить сертификат соответствия требованиям ТР ТС 007/2011 и в маркировке указывать термин «профилактическая» с целью реализации ее на территории ЕАЭС? Детская обувь, разработанная и изготовленная для применения в медицинских целях, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» не подпадает под действие этого технического регламента. Таким образом, обувь детская профилактическая, являющаяся изделием медицинского назначения, что в вашем случае подтверждено наличием регистрационного удостоверения Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в настоящее время не подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 007/2011. 13.11.2023 / Боровко Я.Н.
Возможно ли применять СТБ 638-2001 «Изделия штучные. Общие технические условия» при изготовлении наматрасников? В настоящее время в нашей стране отсутствуют государственные стандарты, межгосударственные стандарты, принятые в качестве государственных стандартов Республики Беларусь, устанавливающие требования к наматрасникам. Действующий СТБ 638-2001 «Изделия штучные. Общие технические условия» распространяется на штучные изделия, изготавливаемые из всех видов текстильных материалов, а также из натурального меха и кожи. В пункте 3.1 СТБ 638-2001 установлены виды таких изделий. При этом наматрасники, согласно указанному пункту, не отнесены к видам штучных изделий, требования к которым установлены в стандарте. Исходя из этого, СТБ 638-2001 не распространяется на наматрасники, при этом изготовитель на данный вид продукции вправе разработать технические условия. 13.11.2023 / Боровко Я.Н.
В технических регламентах по безопасности легкой промышленности и продукции для детей и подростков говорится о том, ч то любое указание свойств продукции типа «экологически чистая» и других должно иметь соответствующее подтверждение. При этом в документах не конкретизируется, каким образом и на основании чего оформляется такое подтверждение. Как нужно указывать дополнительные свойства материалов в обуви, например, паропроницаемость, водопромокаемость при изготовлении готовой продукции из таких материалов, если в ТНПА не установлены нормы при определении этих показателей? Требования к информации для потребителей непродовольственных товаров, реализуемых на территории Республики Беларусь, регламентируются техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза) или Республики Беларусь, СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования» (с 1 января 2024 г. действует СТБ 1400-2023), реализующим положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», и другими техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА), распространяющимися на продукцию конкретного вида. Продукция легкой промышленности, в том числе обувь (в зависимости от возрастной принадлежности), подпадает под действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) или «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011). В соответствии с пунктом 4 статьи 9 ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011 в маркировке продукции не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений. При этом положения о подтверждении соответствия вышеуказанных указаний в маркировке продукции легкой промышленности в технических регламентах отсутствуют. Вместе с тем, согласно пункту 4.5 СТБ 1400-2009 предоставление информации о товаре, имеющей рекламный характер (например, «паропроницаемая» и аналогичных), допускается только в том случае, если в ТНПА на соответствующие товары включены требования и методики контроля, позволяющие удостоверить или подтвердить такие свойства, либо если такая информация является официальной и доведена (предоставлена) изготовителю компетентными организациями в этой области, отвечающими за ее достоверность. Следует отметить, что СТБ 1400-2009 устанавливает общие требования к информации для потребителей непродовольственных товаров. Конкретные требования устанавливаются в ТНПА на продукцию, по которой такая продукция производится (стандарт или ТУ). Следовательно, изготовитель вправе разработать на продукцию технические условия, установив в них требования к изделиям, в том числе по показателям, характеризующим свойства продукции (например, паропроницаемость и др.), периодичность контроля данных показателей и методы испытаний, а также требования к информации, приводимой в маркировке продукции. 13.11.2023 / Боровко Я.Н.
Слышала, что в правила маркировки пищевой продукции знаком «Натуральный продукт» внесены изменения. Чего они коснулись, если это так? C 1 декабря 2022 г. в ТКП 126-2016 «Пищевая продукция. Правила маркировки знаком "Натуральный продукт". Основные положения» введены некоторые изменения. Их разработка осуществлялась в связи с реализацией в нашей стране законодательства о производстве и обращении органической продукции, появлением новых технологий, а также накопленной практикой применения. Прежде всего отмечу систематизацию требований к сырью растительного и животного происхождения, используемому для изготовления натуральной продукции. Это позволит более четко разграничить данную продукцию и органическую. Соответственно, расширился комплект доказательственных документов, предоставляемых предприятием-заявителем. Также продукция растительного происхождения должна быть выращена в естественных условиях, без применения гидропонного производства. Введение такого ограничения для натуральной продукции обусловлено тем, что данный способ получает все большее распространение, позволяя выращивать растения без почвы, с использованием различных материалов для поддержки их корней. Появился новый критерий отнесения продукции к натуральной. В дополнение к уже действующим она должна быть изготовлена без применения нанотехнологий. Таким образом, проект «Натуральный продукт» следует своей миссии – формированию класса продукции улучшенного качества. Сейчас в Беларуси действует 129 сертификатов на различные виды пищевой продукции, выданных 43 отечественным изготовителям. Кстати, по такому пути идут и некоторые страны СНГ, в частности в Российской Федерации в середине прошлого года принят закон о сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками. 26.01.2023 / Скорина Л.М.
Каким государственным стандартом (СТБ) можно пользоваться при определении перечня работ по ремонту smart-телевизоров? В Республике Беларусь отсутствуют стандарты, определяющие перечень указанных работ.
Такой перечень может быть определен производителем (изготовителем) телевизоров или ремонтной организацией. 03.06.2024 / Ильянкова О.Ф.